«…характер присутствия женщины выражает ее собственное отношение к себе и определяет, что с нею может или не может быть сделано.» [с. 54] Здесь и далее цитаты из книги Джона Бёрждера, “Искусство видеть”.
«Нарочито, отставленная в сторону нога с задранным подолом — безупречный объект для взгляда.» Этот жест был спектаклем, рассчитанным на «идеального зрителя», которым, по Берджеру, «всегда мыслится мужчиной». И я, женщина, смотрела на эту коленку его глазами.
«С самого раннего детства ее учили и убеждали все время следить за собой. И так она привыкает считать наблюдающего и наблюдаемого в себе двумя обязательными, но всегда отдельными составляющими своей личности.» [с. 54]
Но что, если наше жилое пространство — это такая же «идеальная коленка»?
Мы так же тщательно выставляем его напоказ: Подбираем диван не для удобства, а потому что он «фотогеничный, понравится маме, прекрасен по соотношению цена — качество» и так далее и тому подобное. Вешаем картину не потому, что она резонирует, а потому что она «статусная». Оставляем поверхности пустыми и стерильными, как витрина бутика.
Наш интерьер становится «обнаженным оружием» для захвата внимания. Он кричит: «Смотрите, какой у меня безупречный вкус!».
Но он молчит о том, кто мы на самом деле, «не поддерживает и не любит нас самих», а отражает лишь маску и демонстрирует тотальное непринятие себя.
А что, если поступить иначе?
Создавать пространство не для внешнего взгляда, а для внутреннего состояния и его исследования.
Где: Мягкий плед на кресле лежит не по композиции, а потому что вы им укрываетесь с чаем по вечерам. Полка заставлена не дизайнерскими объектами, а любимыми книгами с потрепанными корешками, камушками, привезенными с моря, и теми предметами, которые резонируют и отражают вашу глубинную жизнь здесь и сейчас, и с которыми у вас есть связь памяти и взаимоотношения случаются чаще, чем происходит уборка пыли. В спальне царит не идеальный порядок, а уютная небрежность, в которой так приятно расслабиться.
Такой интерьер не будет «идеальной коленкой». Он не заставит прохожего обернуться. Но он подарит вам нечто большее — ощущение дома как места силы, а не витрины.
Найдите в своем доме 3 вещи, которые выставлены «для внутреннего зрителя», и спросите себя: а что бы на их месте было бы по-настоящему нужно мне, а не внутреннему взгляду «мамы»?
Это очень глубокая и психологически точная тема. Раздражение, коренится не в самой эстетике, а в тех социальных и внутренних конфликтах, которые она символизирует.
Посмотрим на ключевые причины, основанные на социальных трендах, психологии и моем методе анализа:
1. Ассоциация с навязанными стереотипами и «ловушкой прекрасного»
Чрезмерно феминный интерьер (обилие розового, бантов, кружева, гламура) часто воспринимается не как личный выбор, а как следование устаревшему социальному конструкту «что подобает женщине».
Вызывает протест: «Это пространство не про меня, а про то, какой меня хотят видеть. Оно напоминает о давлении общества быть «милой», «красивой», «нежной» в ущерб другим качествам — силе, интеллекту, решительности». Это прямая отсылка к Берджеру и «идеальному зрителю».
Интерьер создан для одобрения извне (в том числе и мужского взгляда), а не для комфорта самой хозяйки. ООн воспринимается как маска, а не как отражение истинного «Я», и в то же время накладывает табу на проявление «нежности».
2. Ощущение инфантилизма и отсутствия серьезности
Стереотипная феминность исторически ассоциировалась с детскостью, незрелостью и поверхностностью. Ее яркое проявление вызывает протест: «Я взрослая, состоявшаяся, серьезная женщина (руководитель, мать, эксперт). Мне некомфортно в пространстве, которое ассоциируется с детской комнатой принцессы. Это умаляет мою значимость и не соответствует моей внутренней самоидентификации».
Кукольная мебель, обилие милых безделушек, пастельные тона и изобилие мелких деталей могут подсознательно вызывать протест против того, чтобы быть воспринятой как несерьезный человек, и вызывают самозапрет права на «глупость».
3. Отрицание силы и многогранности женской природы
Современная женщина часто стремится интегрировать в себе разные качества: не только мягкость и заботу, но и силу, волю, амбиции, интеллект. «Сахарная» эстетика на первый взгляд отрицает эту многогранность.
Что стоит за раздражением: «Я не только «нежная». Я еще и «сильная». Это пространство отрицает целые пласты моей личности. Оно кажется одномерным и потому фальшивым».
Контраст с трендами: Именно поэтому сейчас так популярна «сильная феминность» (кабинет с темным деревом, библиотека, натуральные фактуры) — она позволяет проявлять и силу, и чувственность одновременно и убивает необходимую для расслабления женщины «глупость», то состояние абсолютного доверия миру и веру в то, что важные для тебя безделушки важны.
4. Чувство вины за несоответствие
Женщина, которая внутренне не принимает такой стиль, глядя на него, может испытывать подсознательное чувство вины: «Я должна бы это любить, ведь я женщина, а мне это неприятно. Со мной что-то не так?».
Что стоит за раздражением: Раздражение на такой интерьер — это защитная реакция на внутренний конфликт и давление социальных ожиданий. Это способ отстоять свою идентичность, отличную от навязанного шаблона.
5. Практичный дискомфорт
Помимо психологии, есть и физический аспект. Стереотипная феминность может быть синонимом непрактичности, что порицается в кругу миллениалов и вновь принимается за слабость. Нужно пользоваться долго, а эта игрушка тебе быстро надоест, и не важно, что с любимой обезьянкой ты проспала в обнимку до 12 лет.
Что стоит за раздражением, может быть страх?: «Белый бархатный диван, который нельзя потрогать, хрустальные люстры, которые нужно постоянно мыть, хрупкие фарфоровые безделушки, пылящиеся на полках... «Это пространство не для жизни, а для картинки. В нем нельзя расслабиться». Владельцы белого дивана, напишите, пожалуйста, в комментариях, сколько лет и как вы живете вместе с символом роскоши и непрактичности.
6. Протест против потребительства
Яркая, стереотипная феминность часто коммерциализирована и тиражируется массовым рынком (от магазинов одежды до рекламы).
«Это не про индивидуальность, это про потребление. Такой интерьер выглядит как showroom магазина, а не как чей-то дом. В нем нет души и истории».
Раздражение на излишне феминный интерьер — это не проблема эстетики, а симптом скрытого психологического конфликта.
Это протест против: Редукции многогранной личности к одному шаблону. Навязанной роли и давления социальных ожиданий. Отрицания силы и интеллекта в угоду стереотипу о «прелести». Практичности и невозможности быть собой в таком пространстве.
Здоровая, современная феминность в интерьере — это про: безопасность и заботу (самопознание и анализ истинных потребностей), про чувственность и тактильность (приятные к телу материалы), принятие (естественности, неидеальности, многогранности),
индивидуальность, а не следование шаблону.
Именно такой подход позволяет создать пространство, которое не будет раздражать, а будет поддерживать и вдохновлять свою хозяйку, отражая всю полноту ее личности.
От «гламура» к «мягкой силе» (Soft Power)
Что было раньше: Розовый цвет, бантики, каблуки на подушках, гламурный гламур, кристаллы Swarovski — стереотипная, почти карикатурная «женственность».
Что сейчас (актуальный тренд): Феминность теперь ассоциируется не с слабостью и украшательством, а с силой, заботой о себе, экологичностью и чувственностью. Это так называемая «soft power» — сила в мягкости.
Ключевые слова: уют, безопасность, тактильность, обволакивающие формы, натуральные материалы, керамика ручной работы и чашечка из костяного фарфора, лён и шелк, мягкий текстиль, пастельные и телесные оттенки (не только теплый бежевый, оливковый, мягкий терракотовый, но и пудровая роза, и лосось).
Акцент: на создание safe space — безопасного пространства, где можно восстанавливаться, а не производить впечатление.
Архетипы, а не клише
Современный подход дробит единое понятие «феминность» на несколько архетипов, и это очень перекликается с моим методом:
The Nurturer (Заботливая): Интерьер, ориентированный на комфорт семьи, удобную кухню для готовки, мягкое освещение, много текстиля. Это феминность как воплощение заботы.
The Sensualist (Чувственная): Акцент на тактильность, приглушенный свет, богатые ткани (бархат, шелк), округлые формы мебели, ароматы (диффузоры, свечи). Это пространство для пробуждения чувств и наслаждения.
The Wild (Дикая, Natural): Связь с природой. Максимально натуральные материалы (необработанное дерево, камень, глина), комнатные растения, природные формы и фактуры, землистые цвета. Это феминность как первоначальная, природная сила.
The Sage (Мудрая): Интеллектуальная феминность. Библиотеки, кресло для чтения у окна, кабинет, глубокие, сложные цвета (сливовый, темный изумрудный), антикварные предметы. Это пространство для внутренней работы и мудрости.
И, конечно же, Игривая, та девочка с бантиком, на которую объявили табу.
Телесность и антропоморфизм
Это именно то, что сейчас на пике:
Антропоморфная мебель: Столы, комоды и светильники с «ногами», плавные, обтекаемые, «пухлые» формы (puffy furniture), которые напоминают тело. Это прямое проявление телесности в предметах.
Цвета плоти (Skin tones): Палитра строится вокруг всех оттенков человеческого тела: от песочного и персикового до глубокого коричневого. Это создает невероятно чувственную и спокойную атмосферу.
Тактильность: Главный критерий выбора материалов — хочется ли к ним прикоснуться. Бархат, вельвет, мохер, шерсть, грубая керамика, рустикальное дерево.
Ремесленничество и уникальность (Wabi-Sabi)
Массовому производству противопоставляется ручной труд, неидеальность и уникальность. Это тоже про феминный подход:
Керамика: Акцент на авторские вазы, миски, посуду с сохранением следов рук мастера.
Винтаж и хендмейд: Вещи с историей вместо новых, но бездушных предметов.
Эстетика ваби-саби: Принятие несовершенства, трещин, патины, следов времени.
Критика «male gaze» в дизайне и поиск компромисса.
Появляется все больше статей и материалов, которые прямо говорят о том, что многие традиционные интерьеры спроектированы по мужскому принципу: жесткая геометрия, холодные материалы (хром, стекло, бетон), приоритет статуса над комфортом. Но нам важно не раскачивать маятник из одной оппозиции в другую, а найти баланс, ведь без структуры и основательности можно потерять опору.
Современная феминность бросает этому вызов: она заставляет задуматься, для кого мы создаем интерьер? Для внешнего одобрения (того самого «мужского или женского взгляда») или для собственного комфорта и удовольствия?